Автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление государственной экспертизы проектной документации"

Вопросы и ответы

В соответствии с п. л) постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» с 1 января 2017 г. проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, для проведения государственной экспертизы представляются в уполномоченные на проведение такой государственной экспертизы (органы, учреждения) исполнительной власти субъектов Российской Федерации) в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация содержат сведения ограниченного доступ.

Согласно п. 18 Положения «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее – Положение) представление в электронной форме документов, указанных в пунктах 13 - 16 Положения, осуществляется с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Таким образом, представление Заявителем вышеуказанных документов в электронной форме, может осуществляться через электронную почту Учреждения (pd@expertiza.yanao.ru). Представляемые в электронной форме документы подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом «Об электронной подписи». Требования к формату документов, представляемых в электронной форме, утверждены приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. N 783/пр.

Кроме того, согласно п. 39 Положения при представлении заявителем документов в электронной форме для проведения государственной экспертизы проектной документации выдача заключения государственной экспертизы осуществляется только в электронной форме.

Таким образом, рекомендуем Вам при наличии необходимости в получении договора на оказание услуг на бумажном носителе, указывать это в графе «дополнительная информация» при формировании заявления на проведение экспертных услуг.

Единственный Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (ред. от 10.07.2012) дает определение понятию "горные работы" - комплекс работ (производственных процессов) по проведению, креплению, поддержанию горных выработок и выемке полезного ископаемого. Этим критериям в нефтегазодобывающей промышленности отвечают работы по бурению скважин (процесс сооружения горной выработки цилиндрической формы: проведение ствола скважины и его крепление), капитальному ремонту (поддержание скважины - горной выработки в работоспособном состоянии) и текущему (подземному) ремонту скважин, обеспечивающему подъем (выемку) нефтегазоводяной смеси на поверхность. Далее технологические процессы называются: сбор, подготовка (доведение нефти и газа до товарных кондиций) и транспортировка нефти и газа, для осуществления которых проводится обустройство месторождений. Т.е. обустройство месторождений нефти и газа не входит в комплекс горных работ. В связи с этим хотелось бы получить вашу экспертную оценку включению в новое приложение N 2 к распоряжению ФГУ "Главгосэкспертиза" от 05.04.2007 N 34-р (в ред. согласно распоряжению ФАУ "Главгосэкспертиза" от 02.04.2013 N 12-р) объектов под кодами 09.13.2004.06 и 09.13.2004.07.

Ответ:
Виды работ, которые вы перечислили - это работы по разработке нефтяных месторождений. Это - не горные работы. Фактически речь идет о строительстве (реконструкции) сооружений.

Обоснование:
Термин "горные работы" в данном случае применять нельзя, т.к. Федеральный закон N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" касается только угольной промышленности (ст.3). Понятие "обустройство месторождений" в законодательстве отсутствует, поэтому указанные вами работы -это фактически работы по строительству (реконструкции) объектов для добычи нефти, ее транспортировки и хранения. П."а" ч.11 ст.48.1 ГрК РФ говорит об объектах 1 и 2 уровнях ответственности. Т.е. только проектная документация на строительство (реконструкцию) данных объектов требует государственную экспертизу проекта и инженерных изысканий.

Ответ:
Если на указанных в вопросе объектах нефтедобычи ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, то указанные объекты в соответствии с абз.11 п.1 ст.48_1 ГрК РФ относятся к особо опасным и технически сложным объектам.

Обоснование:
Понятие "опасный производственный объект" используется в области промышленной безопасности; понятие "особо опасный и технически сложный объект" используется в градостроительном законодательстве.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к указанному Федеральному закону.

Перечень объектов, которые относятся к категории особо опасных и технически сложных, приведен в п.1 ст.48_1 ГрК РФ. В частности, в соответствии с абз.11 п.1 ст.48_1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Таким образом, если на указанных в вопросе объектах нефтедобычи ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, то указанные объекты в соответствии с абз.11 п.1 ст.48_1 ГрК РФ относятся к особо опасным и технически сложным объектам.

Действующие нормативные правовые акты не содержат норм, устанавливающих сроки действия (годности) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории, архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Сроком действия инженерных изысканий является срок, в течение которого инженерные изыскания сохраняют свою актуальность.

Согласно п. 5.2 СП II-105-97 результаты инженерно-геологических изысканий теряют актуальность в связи с давностью их получения, если от окончания выполнения изысканий до начала проектирования прошло более 2-3 лет.

Согласно п. 5.60 СП 11-104-97 срок давности инженерно-топографических планов не должен превышать 2 лет.

В связи с этим при проведении экспертизы проектной документации следует учитывать, что предельный срок действия (годности) результатов инженерно-геологических изысканий составляет 3 года; инженерно-топографических планов - 2 года от окончания выполнения изысканий до начала проектирования.

Срок от даты начала проектирования до даты проведения экспертизы проектной документации, включая период, в течение которого осуществлялась подготовка проектной документации, нормативными актами не ограничивается и определяется соответствующими договорами.

В связи с выходом приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее Минстрой РФ) от 06.10.2020 г. №592/пр о признании не подлежащим применению постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. №15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (далее МДС 81-35.2004) и отсутствия переходного периода по его применению, сметную стоимость строительства в понятии п.30 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует определять с применением положений Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Методика), утвержденной приказом Минстроя РФ от 04.08.2020 г. №421/пр.

Положения указанной Методики учесть при корректировке сметной документации ранее рассмотренной АУ ЯНАО «Управление ГЭПД», но не получившей положительное заключение о достоверности или положительный результат рассмотрения, так и при определении сметной стоимости строительства по проектируемым объектам капитального строительства, подлежащих проверке на достоверность сметной документации или на соответствие действующим сметным нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.

С 1-го января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 402-ФЗ «О внесении изменений в ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которому, случае, если строительство или реконструкция многоквартирных домов осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то обязательной государственной экспертизе подлежат следующие объекты капительного строительства:

– жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

– многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

В связи с повторяющимися обращениями физических лиц с заявлениями о проведении экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений считаем возможным пояснить следующее:

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Виды переустройства и перепланировки жилого помещения определены в п. 1.7.1 Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда".

Порядок и перечень мероприятий, составляющих переустройство или перепланировку жилых помещений, закрепляется также в нормативных правовых актах субъектов РФ.

Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2006 г. № 570-А утвержден Перечень случаев строительства, реконструкции либо изменения объектов капитального строительства, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее-Перечень).

Согласно подпункту д) пункта 2.3 части 2 Перечня выдача разрешения на строительство не требуется при переустройстве, перепланировке помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляемых без изменения несущих конструкций и элементов зданий.

По смыслу пункта 2. ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предоставляется перечень необходимых документов, поименованных в указанном пункте, данный перечень имеет исчерпывающий характер, что подтверждается пунктом 3 ст. 26 ЖК РФ, положениями которого установлено, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Нормой ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство. Более того, предметом экспертного рассмотрения, является проектная документация, подготовленная в отношении объекта капитального строительства, а не части такого объекта, где проектная документация представляется в отношении отдельно взятого жилого помещения, как при перепланировке или переустройстве. При таком рассмотрении выводы о безопасной эксплуатации объекта в целом, после такого переустройства или перепланировке сделать не представляется возможным.

Следовательно, с целью получения решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, заключение экспертизы проектной документации не требуется.

Надзор и контроль за порядком проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также за порядком перевода жилого помещения в нежилое осуществляется соответствующим органом по вопросами архитектуры и градостроительства, Роспотребнадзором и соответствующим органом пожнадзора.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 312-ФЗ уточнен перечень и критерии отнесения объектов транспортной инфраструктуры к особо опасным и технически сложным объектам, в связи с чем расширен перечень объектов, экспертиза проектной документации в отношении которых может быть проведена в бюджетных или автономных учреждениях субъектов Российской Федерации, расположенных по месту нахождения объекта капитального строительства.

К особо опасным, технически сложным объектам отнесены:

Инфраструктура воздушного транспорта

  • взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более
  • аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более
  • региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более 3 этажей или площадью 1500 м2 и более

Инфраструктура железно-дорожного транспорта

  • тоннели длиной более 500 м
  • мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 м
  • ж/д вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров
  • сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки

Инфраструктура морского порта

  • портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов

Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса.

Указанным законом уточняется перечень таких объектов:
  • сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых подлежит проверке на предмет достоверности ее определения
  • объектов (за исключением объектов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи), строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории,(ЗОУИТ) или исходя из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена ЗОУИТ, на размещаемый объект капитального строительства.
    Виды таких зон установлены статьей 105 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 45 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 при проведении повторной государственной экспертизы экспертной оценке подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. Соответственно, заказчик при подаче заявления о проведении повторной государственной экспертизы представляет в организацию но проведению государственной экспертизы справку с описанием изменений, внесенных в проектную документацию, как предусмотрено п. 44 Положения. В указанной справке должны содержаться следующие сведения:

1. Наименование разделов, в которые внесены изменения. При этом следует указать, какие именно изменения были внесены в проектную документацию со ссылкой на соответствующую страницу пояснительной записки, номера томов и страниц, номера чертежей, в которых отражены изменения.

2. Подробное описание того, каким образом внесенные изменения отразились на проектных решениях, в т.ч. и технико-экономических показателях.

3. Перечень разделов проектной документации, в которые изменения не вносились. Следует также указать, что внесенные в другие разделы изменения не должны быть отражены в данных разделах проектной документации и эти изменения полностью совместимы с разделами, в которые не были внесены изменения в связи с отсутствием замечаний государственной экспертизы.

Справка должна быть подписана главным инженером проекта.

Справка вшивается в пояснительную записку, которая должна иметь сквозную нумерацию страниц.

  1. Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, проектирование которых начато (утверждено задание на проектирование) после 01.05.2009 года должна проектироваться в соответствии с общими принципами и требованиями, изложенными в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
  2. В проектной документации в обязательном порядке должны быть указаны классы функциональной пожарной опасности, степень огнестойкости, классы конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков (в том числе для зданий и сооружений в блочном исполнении комплектной поставки). Для зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков производственного или складского назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф 5) так же должны быть указаны категории зданий по взрывопожарной и пожарной опасности /требование статьи 78 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности/.
  3. В проектной документации должна содержаться информация о том, предусматривается ли выполнение на добровольной основе требований нормативных документов по пожарной безопасности (национальных стандартов и сводов правил, указанных в Перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 года № 1573 с изменениями от 01 июля 2010 года) /требование статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности/.
  4. Проектная документация опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" должна содержать раздел "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ИТМ ГО ЧС) /требование статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации/.

Разъяснения к СП 118.13330.2012 (Общественные здания и сооружения) о введения в действие изменений № 3 от 23 ноября 2019 года

  1. При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений в части обеспечения пожарной безопасности следует руководствоваться требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а так же положениями национальных стандартов и сводов правил в области пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона.
  2. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.04.2019 года № 832.
  3. СП 118.13330.2012 в указанный перечень не входит. До внесения соответствующих изменений в своды правил по пожарной безопасности и включения их в указанный перечень при проведении государственной экспертизы к объектам защиты предъявляются требования действующих в настоящее время нормативных документов по пожарной безопасности.
 

Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций отнесены к понятию "капитальный ремонт объектов капитального строительства". Согласно п. 24 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции. Следовательно, окна и двери являются строительными конструкциями, и их замена отнесена Градостроительным кодексом РФ к капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Согласно ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации в зависимости от содержания работ. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта устанавливаются Правительством РФ (ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ). Пунктом 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, предусмотрено, что разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Таким образом, наличие разделов 6, 11, 5 и 9 проектной документации обязательно при осуществлении работ по капитальному ремонту, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. В остальных случаях достаточно дефектной ведомости и локального сметного расчета.

Заявление о проведении государственной экспертизы, в котором указываются:

  • Идентификационные сведения об исполнителях работ - лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование, место нахождения юридического лица).
  • Идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, в отношении, которого представлены на государственную экспертизу (наименование объекта (объектов) предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта), почтовый (строительный) адрес объекта (объектов) капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта (объектов) капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и тому подобное)).
  • Идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, почтовый адрес места жительства застройщика (заказчика) - физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика - юридического лица, а в случае, если застройщик (заказчик) и заявитель не одно и то лее лицо, - указанные сведения также в отношении заявителя).

Состав разделов проектной документации в зависимости от объекта строительства:

  • Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения
    • Раздел 1 «Пояснительная записка»;
    • Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»;
    • Раздел 3 «Архитектурные решения»;
    • Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»;
    • Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;
      • подраздел «Система электроснабжения»;
      • подраздел «Система водоснабжения»;
      • подраздел «Система водоотведения»;
      • подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»;
      • подраздел «Сети связи»;
      • подраздел «Система газоснабжения»;
      • подраздел «Технологические решения».
    • Раздел 6 «Проект организации строительства»;
    • Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»;
    • Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»;
    • Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;
    • Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»;
    • Раздел 10.1 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства»;
    • Раздел 11 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов»;
    • Раздел 11.1 «Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»;
    • Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными закона
  • Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства
    • Раздел 1 «Пояснительная записка»;
    • Раздел 2 «Проект полосы отвода»;
    • Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»;
    • Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;
    • Раздел 5 «Проект организации строительства»;
    • Раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта»;
    • Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды»;
    • Раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;
    • Раздел 9 «Смета на строительство»;
    • Раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами»
  • Состав разделов проектной документации для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий
    • Утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
    • Документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, выданные соответствии с федеральными законами, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или уполномоченными органами местного самоуправления;
    • Результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ;
    • Копия задания на выполнение инженерных изысканий;
    • Документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика (в случае, если заявитель не является заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведение государственной экспертизы должны быть оговорены специально.
  • Для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в случаях, если строительство будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации
    • Утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
    • Документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, выданные соответствии с федеральными законами, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или уполномоченными органами местного самоуправления;
    • Результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ;
    • Копия задания на выполнение инженерных изысканий;
    • Документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика (в случае, если заявитель не является заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведение государственной экспертизы должны быть оговорены специально;
    • Проектная документация: по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов; схема планировочной организации земельного участка;
    • Положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации (модифицированной типовой проектной документации), выданное любому лицу не ранее 7 лет до дня подачи заявления о проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
    • Заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществлялся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, иным нормативным правовым актам;
    • Документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанное осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом;
    • Документ, подтверждающий право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.).
  • Состав разделов проектной документации для проведения повторной государственной экспертизы
    • Пояснительная записка. Раздел должен содержать исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства. В пояснительной записке указываются реквизиты следующих документов:
      • задание на проектирование - в случае подготовки проектной документации на основании договора;
      • справка с описанием изменений, внесенных в проектную документацию (приложение 1)
      • отчетная документация по результатам инженерных изысканий (включая разрешение на проведение изыскательских работ, копию задания на выполнение инженерных изысканий, копию лицензии на проведение инженерных изысканий);
      • правоустанавливающие документы на объект капитального строительства - в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства;
      • утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
      • документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, выданные соответствии с федеральными законами, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или уполномоченными органами местного самоуправления;
      • технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (технические условия на: теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, электроснабжение, газоснабжение, телефонизацию, радиофикацию);
      • документы о согласовании отступлений от положений технических условий;
      • разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства;
      • акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства - в случае необходимости сноса (демонтажа);
      • решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу - при необходимости сноса жилого дома; сведения о результатах обследования технического состояния зданий и сооружений (при их реконструкции или капитальном ремонте), объекта незавершенного строительства;
      • свидетельство о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, результатов инженерных изысканий;
      • сертификаты соответствия программных средств, посредством которых производятся инженерные вычисления, на соответствие действующим нормативным документам РФ.
      • иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами.
    • Документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), указанные в подпунктах, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме.
    • Часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения.
    • Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза (при необходимости)
    • Положительное заключение государственной экспертизы.
  • Состав разделов проектной документации для проведения государственной экспертизы капитального ремонта (в части смет)
    • Акт осмотра;
    • Дефектные ведомости;
    • Технический паспорт;
    • Сметная документация:
      • локальные сметы;
      • ССР.

Разделы Проект организации строительства» и «Смета на строительство разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Проектная документация предоставляется в электронном виде

Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, являются:

  1. Отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  2. Несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  3. Несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  4. Представление не всех документов, указанных в перечнях документов, необходимых для проведения государственной экспертизы, в том числе отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если проектная документация направлена на государственную экспертизу после государственной экспертизы результатов инженерных изысканий).

Основание:  

  • Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства РФ, от 5 марта 2007г. №145.
  • Постановление Правительства РФ о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, от 16 февраля 2008г. №87.
  • Градостроительный кодекс РФ.